Главная » Файлы » Аттестация |
[ Скачать с сервера (25.1 Kb) ] | 01.12.2011, 13:38 |
Современный уровень образования характеризуется тем, что в рамках классно-урочной системы широко применяются различные формы организации коллективной познавательной деятельности, как фронтальные, так и групповые. При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль. Такая работа требует временного разделения класса на группы для совместного решения определенных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности. Благодаря применению групповых технологий обучения обеспечивается активность учебного процесса, достигается высокий уровень усвоения содержания учебного материала, оказывается мощное стимулирующее действие на развитие ребенка К групповым способам обучения можно
отнести: Классификационные параметры технологии
По уровню
применения: все уровни Цели групповой технологии. Обеспечение активности учебного процесса.
Способ организации деятельности детей является особым фактором совместной деятельности, которая оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребенка Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают: -взаимное обогащение учащихся в группе; -организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов; -распределение начальных действий и операций (задается системой заданий, обусловливающихся особенностями изучаемого объекта); -коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание; -обмен способами действия для получения совокупного продукта деятельности – решения проблемы; -рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.
Особенности организации групповых форм обучения. - класс делится на группы для решения конкретных учебных задач; - каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя; - задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы; - состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга. Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами одинакового для всех задания, а дифференцированная – выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу. При групповой форме работы учащихся на уроке возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и своих товарищей. При этом знания конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении слабому однокласснику. Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов ( по теории Г.К.Селевко):
а) Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации). б) Инструктаж о последовательности работы. в) Раздача дидактического материала по группам 2. Групповая работа. а) Знакомство с материалом, планирование работы в группе. б) Распределение заданий внутри группы. в) Индивидуальное выполнение задания. г) Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе. д) Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения). 3. Заключительная часть. а) Сообщение о результатах работы в группах. б) Анализ познавательной задачи, рефлексия. в) Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи, дополнительная информация учителя на группу. Опыт показывает, что если вводную часть взять за единицу времени, то групповая работа должна продолжаться примерно 6 – 8 и заключительная часть – 2 единицы. Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся и группе в целом. Разновидности
групповых технологий Групповой опрос. Проводится
для повторения и закрепления материала после завершения определенного раздела
программы. Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем
вопросов спрашивает каждого члена своей группы. При этом ответы ученика
дополняют, комментируют и оценивают все члены группы. Вопросы составляет
учитель. Опрос ведется во всех группах одновременно. Эта форма деятельности
способствует воспитанию у школьников чувства взаимной требовательности и
ответственности за свою учебу.
Для эффективного проведения групповых занятий педагог должен очень хорошо знать класс (не только уровень знаний, но и особенности личностных отношений, сложившихся в коллективе) и систематически заниматься с консультантами (проверять качество их знаний, давать методические советы и т.д.). Некоторые дополнительные затраты времени на подготовку компенсируются большим педагогическим выигрышем. | |
Просмотров: 11086 | Загрузок: 617 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |